Парфюмерия (фр. <
ит.) -
ароматические вещества бытового назначения: духи - спиртовые и спиртоводные
растворы ароматических веществ, применяющиеся для ароматизации кожи, волос,
одежды и пр.; одеколон (фр., букв. «кельнская вода») - спиртоводные растворы
ароматических веществ, использующиеся как освежающее, гигиеническое и
ароматическое средство; туалетная вода, саше, душистое мыло и т.п.
Изготовление парфюмерных изделий обычно сочетается с производством косметики.
Благовонные масла и мази применяли уже в глубокой древности. В египетских
гробницах были обнаружены богато украшенные сосуды с различными благовониями,
розовым маслом, мазями, маслами, содержащими мускус. Евреи пользовались
благовонными мазями и курениями, приготовляли благовонные масла из корицы,
мирры, кассия для умащения тела. Особым расположением у них пользовались цветы
кустарника алканны.
Женщины Ассирии натирали тело благовониями. Греки, вначале пользовавшиеся для
этих целей оливковым маслом или овечьим жиром, стали добавлять к ним пахучие
вещества; такие масла превратились очень скоро в предмет роскоши, и
пользовалась ими, в основном, знать: твердыми веществами и мазями - для
втираний, жидкими - как духами.
Уже в Древней Греции для ароматизации постели и одежды применяли пудру из
тертых подсушенных пахучих цветов.
Из Греции парфюмерно-косметические средства добрались до Рима.
Славилась своими благовониями Мавритания (Марокко). Согласно легенде в 12 в.
при строительстве башни Кутубия в Марракеше было использовано 960 бочек
благовоний: их добавляли в глину и раствор штукатурки. И по сей день можно
ощутить тонкий аромат, размяв в руках комок земли у башни.
В эпоху крестовых походов (11-13 вв.) крестоносцы познакомили Европу с
аравийскими косметическими средствами и привезли способ изготовления розовой
воды.
В средние века появились специальные капсулы сферической формы с филигранными
стенками, из золота и серебра, в которых хранили мускус, драгоценное по тем
временам ароматическое средство. Эти так называемые «мускусные яблоки» носили
обычно на поясе, рядом с футляром для иголок и пр.
В 16 в. на смену им приходят изящно отделанные капсулы с амброй, которая
обходилась дешевле мускуса.
Свое дальнейшее развитие парфюмерия (и косметика) получила во Франции в
17-18 вв. Начиная с этого времени Франция диктовала всей Европе свои вкусы в
отношении магических снадобий, так как колдунами и чародеями считались те кто
составлял рецепты молодости, красоты и здоровья. Рецепты приготовления духов
обычно держались в тайне, и химики-парфюмеры не трудились о передаче их
потомству.
С появлением духов начали делать и флакончики для них, причем рассматривали эти
сосуды, подобно капсулам, не только как необходимый парфюмерный аксессуар,
но и как украшение; поэтому создавали их в соответствии с художественными
вкусами данной эпохи. Так, например, в конце 18 - начале 19 вв. изготавливали
флакончики, украшенные драгоценными камнями и эмалью, которые можно было носить
на поясе или на шейной цепочке.
В отличие от Франции, в богобоязненных Англии и Голландии 17-18 вв. было
запрещено пользоваться и косметическими средствами, и духами. В Московской же
Руси «всякие душистые воды и мыла» были в большом почете при царском дворе.
Ароматы и бальзамы (духи и помада) изготовлялись в Царской аптеке и сберегались
в золотых, серебряных и костяных ароматниках (флаконах).
В 1679 г.
было сделано для царя Федора в хоромы «12 ароматников одинаких да два больших о
шести мест, розвертные»; в 1680
г. еще «6 ароматников слоновой кости больших, 4 тройных,
2 одинаких»; и в этом году еще дважды поставлялись в царские хоромы
«роматники», в том числе и из рыбьей кости. Изготавливались, кроме того, особые
ящички, погребцы, с различными стеклянными и фарфоровыми сосудами, в которых
хранили разные душистые водки (духи). В 18 в в Петербурге на Невском проспекте
имелся косметический магазин Данилова, где продавался даже воздушный прибор для
опрыскивания духами.
Промышленное производство парфюмерно-косметических изделий возникло во Франции
на рубеже 17-18 вв., в России - в 40-х гг. 19 в. Первое заведение такого рода
было открыто в Москве французом А. Ралле в 1843 г., второе - в 1864 г. - французом Г.
Брокаром. Брокара называли «некоронованным королем парфюмерии». Он доказал, что
российская парфюмерия не уступает заграничной. Он изобрел способ изготовления
концентрированных духов. Огромную популярность снискала сюрпризная коробка из
10 мини-предметов: духов, мыла одеколона, пудры, помады, зеркальца, щеток для
волос. Выпускались саше и мини-календари с рекламой - подлинные произведения
полиграфического искусства. - помещавшиеся в упаковки с товаром. Странички
календаря на 1914 г.
чередовались с перфорированными листками промокательной бумаги, пропитанной
образцами духов. Листы можно было отрывать и закладывать для отдушивания в
книги, письма, белье.
В 1914 г.
в России работало на импортном сырье уже несколько парфюмерно-косметических
фабрик, но основными оставались «Товарищество Брокар» (будущая «Новая заря») и
«Товарищество Ралле» (будущая фабрика «Свобода») Процессы производства тогда
были ручными. Однако, с неуклонным повышением спроса на
парфюмерно-косметические товары технология производства, естественно, менялась,
стали появляться автоматы, конвейеры, техника совершенствовалась, и процесс
этот продолжается и по сей день.
К настоящему времени одним из основных (и одним из старейших) производителей
парфюмерно-косметических изделий является Франция, а основная масса предприятий
расположена в районе Парижа. В США особенно развито произвол ство косметических
и туалетных препаратов (высшие сорта парфюмерии и большая часть эфирных масел
импортируются из Франции).